Светила великие Церкви, Петра и Павла восхвалим

12 июля – праздник святых апостолов Петра и Павла. От дней памяти многих святых – подвижников и угодников Божиих –   он отличается тем, что верующие готовят себя к нему многодневным постом, который именуется Петровым. Остальные три больших поста подготавливают нас к великим праздникам, посвящённым Христу и Богородице. Два из них связаны с главными событиями земной жизни Христа Спасителя (Рождество – рождение Господа и Пасха – Воскресение Христа из мертвых), третий – Успение Божией Матери. Само по себе это выделяет праздник среди других празднований церковного календаря.

В месяцеслове апостолы Пётр и Павел именуются святыми, славными, всехвальными и первоверховными. Удивительное богатство и красота нашей родной речи! Апостолов двое, но каждый из них и первый, и главный – верховный, и всё это многообразие смыслов и понятий наши мудрые предки выразили одним словом! Мы можем услышать ещё больше удивительных образов и метафор, если накануне праздника придём в храм на вечернее богослужение. «Крылья Богоразумия, перелетевшие концы Вселенной и вознесшиеся на Небеса к Богу», «великие светильники Церкви», «истинные столпы и стены истинных учений», «лозы винограда, возделавшие нам зрелые грозди, веселящие сердца»… Каждая из этих фраз подобна прекрасному цветку, который имеет свой уникальный вид, цвет, форму, неповторимый запах. Вместе они составляются в удивительную цветочную гирлянду, именуемую Богослужением. И наша молитва есть тот дар, который мы приносим Богу и его святым, одновременно любуясь и наслаждаясь им.

Но не только филология носит следы почитания апостолов. В храмах и музеях бережно сохраняются древние иконы с изображением святых Петра и Павла, причём Пётр нередко изображается с ключами – символом ключей Царства Небесного, обещанных Петру Самим Христом, а Павел с фолиантом – символическим изображением апостольских посланий первохристианским общинам. А обилие не только храмов, но и городов (от Петербурга с Петропавловской крепостью до Петропавловска-Камчатского), посвящённых великим проповедникам Христовой истины, свидетельствует, что наши предки знали и почитали святых апостолов значительно больше, чем мы.

Жизненный путь каждого из апостолов уникален. Вместе с тем, несмотря на общую цель этого пути – проповедь Евангелия, сравнивая личности величайших апостолов, мы можем найти больше различий, чем сходств.

Святой апостол Пётр был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской (Ин.  1, 40–42) и братом святого апостола Андрея Первозванного, который и привёл его ко Христу. Святой Пётр был женат и имел дом в Капернауме (Мф.  8, 14). До своего апостольского служения он носил имя Симон. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на озере Геннисаретском (Лк.  5, 8), он всегда выражал Ему свою особенную преданность и ревность, за что и был удостоен особого приближения к Господу вместе с сыновьями Зеведеевыми (Лк.  9, 28).

Пётр был человеком простым, не книжным, однако его чистое сердце и пламенная вера компенсировали отсутствие учёности и помогли понять главное. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией (Mф. 16, 16), и за это был назван Кифой, или Петром (в переводе с греческого Пётр – камень). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Свою Церковь, которую не одолеют врата ада (Мф. 16, 18).

История отношений Петра с Гос- подом была не лишена испытаний. Случилось самое тягостное, что может быть во взаимоотношениях, – предательство. Но своё троекратное отречение от Господа святой Пётр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего, после Своего воскресения, Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих (Ин.  21, 15–17).

После сошествия Святого Духа на апостолов Пётр содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой. Он первым из апостолов обратился к народу, произнеся сильную речь в день Пятидесятницы, обратив к Христу 3 000 душ, а спустя некоторое время другой сильной речью, по случаю исцеления хромого, обратил еще 5 000 человек (Деян. 2 гл и 3–4 гл.).

О его апостольской деятельности повествует книга Деяний святых апостолов, а также церковные предания и исторические свидетельства. Известно, что он предпринимал путешествия с проповедью Евангелия по палестинскому, финикийскому и сирийскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии. Затем проповедовал в областях Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской церкви. Отсюда перешёл в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе (1 Кор. 1, 12). По преданию, святой Пётр из Греции отправился в Италию и был в Риме, затем посетил Северную Африку и город Карфаген. К концу своей жизни святой Пётр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину, в 67 году, будучи распят вниз головой.

Пётр оставил нам два Апостольских послания к христианским общинам Малой Азии, а также излагал свои воспоминания об учении и событиях земной жизни Спасителя евангелисту Марку, который был очевидцем только последних дней земной жизни Христа.

Святой апостол Павел разительно отличается от апостола Петра. И это касается не только происхождения и образования.

«Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна» (1 Кор.  15, 9–10), – так характеризует себя сам великий «Апостол языков (язычников)». Действительно, Павел не был свидетелем земной жизни Христа, как Пётр, и обратился к истинной вере после Вознесения Господня.

Святой апостол Павел родился в киликийском городе Тарсе, принадлежал к колену Вениаминову и носил еврейское имя Савл. Родной город апостола славился своей греческой академией и образованностью жителей. Как уроженец этого города или как происходивший от иудеев, вышедших из рабства от римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил своё первое воспитание и, возможно, познакомился с античной философией, поскольку в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с античными писателями (Деян.  17, 28;   1 Кор. 15, 33; Тит.  1, 12). Главное и окончательное образование он получил в Иерусалиме в известной раввинской академии, у ног знаменитого учителя Гамалиила (Деян. 22, 3), который считался большим знатоком закона, был ревностным фарисеем и вместе с тем являлся человеком свободно мыслящим (Деян.  5, 34) и знатоком греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогало ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом (Деян.  18, 3; 2 Кор.  11, 8; 2 Фесс. 3, 8).

Господь чудесным образом явился будущему апостолу на пути в Дамаск, куда Савл шёл с заданием найти и казнить находившихся там христиан. Приняв крещение от апостола Анании, Савл сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения и всю энергию, все силы своего великого духа посвятил проповеди имени Христова среди язычников современного ему культурного мира, претерпевая множество скорбей от своих соплеменников.

Изучая жизнь и труды святого апостола Павла по книге Деяний святых апостолов, нельзя не прийти в изумление от необычайной несокрушимой энергии этого великого «Апостола языков». Трудно представить себе, как это человек, не обладавший мощным организмом и крепкими физическими силами (Гал.  4, 13–14), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести их святому апостолу Павлу ради славы имени Христова! И действительно, без благодати Божией обыкновенный человек не смог бы поднять таких трудов и совершить столько подвигов. Насколько мужественным, прямым и непоколебимым в своих убеждениях являл себя Павел перед царями и владыками, настолько же решителен и искренен был он и в отношениях со своими собратиями – апостолами: так, однажды он не остановился даже перед обличением самого Петра, когда сей великий апостол дал повод к нареканию в малоазийской столице язычества Антиохии (Гал. 2, 11–14).  

С 43 по 67 год «Апостол язычников» занимается главным делом своей жизни – благовестием. Савл путешествует в Антиохию для проповеди, затем направляется в Иерусалим с подаянием для голодавших (Деян. 11, 30). Вскоре после возвращения из Иерусалима, вместе с апостолом Варнавой отправился в своё первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Всего таких путешествий в его жизни будет четыре. Апостолы прошли весь остров Кипр, где они обратили к вере проконсула Сергия Павла. С этого времени Савл принимает имя Павел и под ним совершает свои великие труды. Он основывает христианские общины, поставляет для них епископов, пишет свои послания, неустанно проповедует. В 51 году святой Павел принял участие в Апостольском соборе  в Иерусалиме, где выступил против необходимости соблюдения для христиан из язычников обрядового Моисеева закона.

В 59 году он снова возвратился в Иерусалим, где был взят под стражу римскими властями и оказался в узах, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. А в 61 году Павел, как римский гражданин, по собственному желанию был отправлен в Рим на суд императора. Потерпев кораблекрушение у острова Мальта, святой апостол только летом 62 года достиг Рима. После защиты своего дела пред сенатом и императором святой Павел был освобождён от уз и снова совершил путешествие на Восток.

Остров Крит, Малая Азия, Милет, Македония, Далматия, Италия, Испания… За этими географическими названиями стоит великое количество трудов, предпринятых апостолом Павлом. Радость от обращения людей к истине и скорбь о заблудших и отвратившихся от веры. Все свои эмоции, переживания апостол очень ярко излагает в своих посланиях.

Существует предание, что по возвращении в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду и, по собственному выражению, милостью Божией был избавлен от львиных челюстей (от съедения зверями в цирке) (2 Тим. 4, 16–17), однако был заключён в узы, в которых и находился до смерти. После девятимесячного заключения он был казнён. При этом, как римскому гражданину, ему полагалась привилегированная казнь – усечение мечом. Это произошло в 67 году по Рождестве Христовом, в двенадцатый год царствования императора Нерона.

Главным наследием апостола Павла, которое дошло до наших дней, являются четырнадцать его посланий, которые он писал общинам или их представителям.

До наших дней не сохранилось даты мученической кончины каждого из апостолов, поскольку празднуемая нами дата – 12 июля нового стиля – отправляет нас в 258 год по Рождестве Христовом. Именно тогда римский епископ Сикст II торжественно перенёс святые мощи апостолов в катакомбы святого мученика Севастиана в Риме. С тех пор этот день, как день общего почитания двух апостолов, сокрыл день памяти каждого из них по отдельности. Таким образом, с древних времён Церковь чтит память Петра и Павла вместе. И за этим стоит не только конкретная историческая действительность. В лице святых первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим образ христианской Церкви – единство очень разных и непохожих друг на друга людей.  И имя этому единству – Христос!

Священник Дионисий Хропот, 
настоятель Христорождественского храма 
деревни Рождествено

Рейтинг@Mail.ru