О лошадях, школе, о себе

– Александр Леонидович, что такое лошадь для казака?

– Сложный вопрос. Если раньше казак с рождения, по сути, жил со своим конём, то сейчас он, увы, живёт со своим железным конём – автомобилем, бездушным предметом. А конь… конь – это, прежде всего, верный товарищ. Недаром кавалерийский традиционный тост звучит так: «Дай нам Бог между ног доброго здоровья!». Речь идёт о здоровье верного друга, который спасёт себя и своего наездника в бою, – вот что это значит. Давайте вспомним стихи замечательного казачьего поэта Николая Николаевича Туроверова, который в нескольких четверостишиях передал всю преданность коня своему хозяину:

Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня;
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.

А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.

Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою.
Конь всё плыл, теряя силы,
Веря в преданность мою.

Мой денщик стрелял не мимо –
Покраснела чуть вода…
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

Мой младший сын как­-то приходит на конюшню и говорит: «Папа, а можно это будет мой жеребёнок?». Что тут скажешь? Одно дело – назвать его своим, другое – чтобы он был по-­настоящему твой, ты должен с ним рядом жить, в прямом смысле этого слова, буквально бок о бок. Всегда: и в горести, и в радости. Утром пойти накормить, днём скакать, вечером после работы прийти и вместе спать лечь. К сожалению, в наших реалиях это весьма затруднительно.

– Какой же казак без коня! Что же получается, сейчас казаки не настоящие?

– Давайте и об этом поговорим. Казаки служили за Веру, Царя и Отечество!

Сегодня как таковой казачьей службы не существует. Все законы о создании реестра казаков, на мой взгляд, призваны создать иллюзию казачьей службы. Например, в законе указано: «…российское казачество – граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ», таким образом, любой гражданин России, подписавший заявление в казачье общество, – казак!

Но потребность у настоящих казаков в служении своему Отечеству осталась, поэтому они идут на службу в Вооружённые Силы, в правоохранительные органы, в МЧС, ФСБ, ФСО, работают в системе образования, в общественных организациях, при этом зачастую умалчивая о своём родовом происхождении.

В Вооружённых Силах России существуют подразделения, где в названиях есть упоминание о казачьей принадлежности, например, 7­я отдельная гвардейская танковая Краснознамённая орденов Суворова, Кутузова и Александра Нев­ ского Оренбургская казачья бригада, но думаю, что способ формирования этой бригады сильно отличается от того принципа, который был в былые времена.

Казаки были освобождены от налогов в пользу Российской империи, но по первому требованию казак должен был явиться вооружённым, по форме одетым и с конём в место сбора: так формировались сотни, из сотен – полки и т. д. Другими словами, казаки из одной станицы воевали плечом к плечу. Многие были родственниками, соседями и бились друг за друга, не щадя живота своего. Во многом отсюда и удивительные подвиги, прославившие казачество на века!

А что касается утверждения «Какой же казак без коня»… Вот тут мы и пытаемся закрывать этот пробел. Ставим перед собой задачу воспитания детей и молодёжи в любви к Отечеству, к своей земле, к своей православной вере. Знакомим с казачьими традициями, которые существовали не так давно, учим не забывать историю нашего славного Оте­чества. Искренне считаю, что занятия конной подготовкой дают много положительного в формировании характера и физического развития. Мы воспитываем человека, который в трудную минуту будет готов защитить свою Родину.

– Справляетесь с этой трудной задачей?

– Я так скажу: делаешь своё дело, занимаешься с детьми, постепенно видишь, что характер у ребёнка меняется, меняется его отношение к окружающему миру, семье, родным, друзьям. Ребята становятся серьёзнее, ответственнее, приходит осознанность в действиях и уверенность в себе. Вот, например, приходили родители и рассказывали, что сын начал по дому помогать: посуду моет, мусор без лишних слов выбрасывает, сестрёнку из детского сада забирает. Проходит не так много времени, и ребятам уже становится интересно ходить строевым шагом, работать с оружием, приобретать тактические навыки.

– Кому пришла идея организовать школу?

– Ещё в середине 1990­х в Москве собрались те, кто знал свои казачьи корни, кто знал, что в недалёком прошлом за то, что прижимал пальцы к лампасу (привычка, на уровне мышечной памяти, придерживать ножны с шашкой при ходьбе – прим.авт.), могли расстрелять, чьи деды и родители помнили «расказачивание», геноцид казачества, вот такие люди и решили: школе быть!

Первые воспитанники – это собственные дети, а первые учителя – родители. Кто­то учил петь, кто­то вспоминал навыки обращения с холодным оружием, кто­то обучался военной тактике и стратегии и был готов передать знание юному поколению. Вот так всё потихоньку и образовалось.

Официально наша современная школа существует с 2001 года. Возрождение казачества в России началось в 1991 го­ду – практически одновременно по всей стране. Многих атаманов, которые инициировали этот процесс, увы, уже нет в живых. Но мы их помним. Наша цель – воссоздать славную Офицерскую кавалерийскую школу, такую, о какой мы читаем в мемуарах, воспоминаниях, видим на старых фотографиях.

– Ваша школа, если так можно выразиться, физически существует на базе конюшни. Конюшня на первом этаже, на втором, смотрю, вы строите сейчас казармы, столовую.  Вон какой замечательный большой балкон с видом на плац сделали!

– На базе конюшни первоначально планировался отдел наездников Школы, в дальнейшем сюда переместили основное материально­техническое имущество, появилась идея создания казармы с учебными классами, столовой, местами для отдыха. Как раз сейчас мы и приступили к реализации задуманного. В Школе несколько подразделений: Александровская учебная сотня и Николаевская учебная сотня, более подробная информация на нашем сайте www.oksh.ru

Знаете, конюшня – это ещё и наш ответ ГМО. Вы нам глобальный мир с ГМО, а мы вам конюшню! Где не только кони, как вы успели заметить, но и коровы, овцы, козы. Свежее молоко и творог. А если понадобится – и мясо.

– Сколько детей занимается в вашей школе?

– Каждый год по­-разному. В настоящее время в нашем подразделении – около 20 воспитанников. Тех, кто конкретно приходит на занятия. И возраст у них разный, есть многодетная семья, у них 8 детей. Все у нас тут росли, все у нас занимаются. Кто­-то уже вырос и создал свои семьи, кто­то подрастает, а кто-­то совсем маленький, но уже к нам приходит. Как правило, мы работаем как школа выходного дня, чтобы родители смогли привести детей, сами у нас погостить, пообщаться и даже обсудить мировые проблемы, если хотите.

– Опишите, пожалуйста, характер казака. Например, пять основных определений. Сможете?

– Думаю… это православный защитник Отечества. Человек, который не привык делать полдела. Хороший семьянин. Знает, что нужно делать в жизни, чем заниматься, как воспитывать своих детей. Знает как и умеет содержать свою семью. Человек с большой долей социальной ответственности в целом. Обязательно трудолюбив. И… скромен. Но иногда может очень эмоционально высказать свою позицию (посмеивается).

– Вам, наверное, знаком стереотип о казаке (стереотип со знаком минус): пьяный, с красным носом, шашкой размахивает… ещё и плётка у него есть. Устрашающий такой и неприятный.

– Знаком, конечно. Этот образ особенно укрепился после того, как президентом Ельциным был создан реестр казаков и в казачество стали принимать людей не по роду и призванию (приписные казаки), а людей случайных, не имеющих никакого отношения к казачеству. Тех, кто не нашёл себя в других местах. Этаких ряженых, с большими чинами. Как правило, у таких много наград. И нагайка есть. И красный нос…

– Можно задать вопрос о вашей семье?

– Дед по отцу у меня был кубанский казак, жил он на Кубани неподалёку от Ейска. В Великую Отечественную вой­ ну дошёл до Варшавы. Несколько раз был ранен, контужен. Осколки ему так и не достали: прожил с ними всю жизнь! Отца я почти не знал, он очень рано погиб. Мама у меня родом из Рязани, у неё была большая семья. Семьи моих родителей по разным причинам переехали на Украину, в Чернигов, где я и родился.

По деду и отцу я – родовой казак. В Союз казаков России я был принят вольноопределяющимся (вроде трудника в монастыре), затем получил первый чин младший урядник, не так давно приказом Верховного атамана Союза казаков России мне был присвоен очередной казачий чин войсковой старшина.

– У казачества в России есть будущее?

– Россия и казачество неразделимы. Если есть будущее у России, значит, есть будущее и у казачества. Казаки – это часть русского народа. Но современный казак, увы, находится в тоске.

– Вы оптимист?

– Умеренный (смеётся).

– Каково живётся жене современного казака?

– Вопрос больше к жене (улыбается). Надеюсь, что моя жена – счастливый человек.

– Насколько строг казак по отношению к своим детям?

– Так же, как и с оптимистом, – умеренно строг. Раньше считалось, что хорошо воспитать мальчика может крёстный отец. Почему? Потому что он не слишком строг и не слишком балует. Умеренный. Раньше люди жили вместе: соседний дом, соседний двор.

О ДЕТЯХ, УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ПОХОДАХ

– Александр Леонидович, наверняка в вашем арсенале сотни различных смешных и добрых историй, связанных с жизнью школы, кадетами. Расскажете парочку?

– Несколько лет назад мы прыгали с парашютом. Приехали на аэродром под Тулой. 35 взрослых и детей. Тогда попроще было и с разрешениями, и с вывозом детей. Инструктаж, всё как положено. У меня большой вес, поэтому я прыгаю всегда первым. Приземлился, собрал парашют, иду. Смотрю – по земле купол тянет за собой нашего воспитанника. Подбегаю ближе и говорю: «Конев, что нужно делать в этой ситуации?». Он, не переставая волочиться по земле, отвечает: «Кажется, надо за что­то потянуть». «За что? – спрашиваю. – Давай­давай вспоминай, а то сейчас ветер усилится, утянет». «Вспомнил, Александр Леонидович! Нижнюю, нижнюю стропу надо потянуть!». «Правильно», – говорю. Так вот теория на практике и спасает.

Не так давно при непосредственном участии нашей Школы Москву посетила делегация казачат Семиреченского казачьего войска Союза казаков России. Союз казаков России организовал перелёт Бишкек – Москва для группы подростков, проживающих в Киргизии. Русские ребята занимаются в аналогичном нашему подразделении, никогда ещё не бывали в России. Посетили Красную площадь, были с экскурсией в Кремле, увидели нашу замечательную столицу, проехали по Золотому кольцу. После этого у них начался бум: 200 человек пришли записываться в казаки! Кстати, некоторые жители нашего поселения приняли непосредственное участие в организации и финансировании этого мероприятия, за что им большое спасибо!

Всегда говорю: нужен небольшой толчок и совсем немножко денег! Эти тридцать ребят, наверное, сделали для России не меньше, чем офис RT в Киргизии. Молодёжью нужно заниматься. На территории Украины, Белоруссии, Приднестровья, Новороссии, Казахстана и в других бывших республиках находятся подразделения Союза казаков России, и мы обязательно продолжим работу с молодёжью.

– А часто ли вы ходите в походы?

– Не часто. Как правило, в конце учебного года. Уходим на несколько дней с палатками. Маршрут стараемся выбирать непростой, с водными преградами, лесными массивами, заболоченными районами.

Несколько раз проводили сборы на побережье Чёрного моря, неподалеку от Туапсе, в местечке Агой. Две недели тренировок идут на пользу как воспитанникам, так и их инструкторам. Ранний подъём, утренняя пробежка 5 километров, разминка, плавание – и это только до завтрака. Каждодневные занятия по горной подготовке, и в качестве экзамена – покорение высоты 812 метров над уровнем моря. Через две недели смотришь: все похудели, окреп­ли, у всех пресс, стройные, загорелые, красивые. А главное – счастливые!

В один из сборов собрались крепкие амбициозные ребята призывного возраста, в конце сборов я спрашиваю: «Готовы к настоящему испытанию?». Отвечают: «Готовы!». Спрашиваю: «Слышали про французский легион?». «Да!». Одно из испытаний – продержаться три часа на плаву. На следующий день после пробежки мы отправились в наше плавание… Испытание прошли на отлично! Вы спросите: а как же судороги? Были и судороги. Но никто не сдался, никто раньше к берегу не уплыл. На обратном пути, когда мы уже все вместе подплывали к берегу, я сказал: кто первый приплывёт, тому поощрения. И что вы думаете: оказалось, что устал плыть три часа только я… Все как рванули к берегу! Все меня опередили, я такой прыти не ожидал!

– Обо всём мы с вами, кажется, поговорили. Забыли только про учебный процесс. Что в него входит?

– Прежде всего, общая физическая подготовка, так как этот комплекс упражнений направлен на развитие всех физических качеств: силы, выносливости, скорости, ловкости, гибкости. Основы рукопашного боя, которыми прививаются навыки умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях. При этом мы не готовим профессиональных боксёров или борцов, главное – развить уверенность в себе, почувствовать себя физически развитым человеком, если нападут в подворотне с ножом, уметь защитить себя и свою семью.

Затем, конечно, история. История казачества, история русского мундира. Не все мальчишки, да и многие взрослые, обычные­то воинские звания знают, не говоря уже о казачьих чинах. История русского мундира очень интересна. Как выглядели мундиры, какие изменения и когда вносились в военное обмундирование. Преподаёт этот предмет начальник Школы войсковой старшина Сергей Викторович Кострыкин. Знаток своего дела. Его статьи опубликованы в энциклопедии казачества. Также особое внимание уделяем Великой Отечественной войне. Есаул Александр Никитович Лепехин проводит много времени в архивах, собирает информацию об участии казаков в сражениях, находит и обрабатывает уникальные данные о подвигах наших предков. Он автор нескольких книг.

Обучаем строевой подготовке, которая является частью боевой подготовки, способствует соблюдению порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение владеть своим телом, развивает внимательность, наблюдательность и исполнительность. Проводим тактические занятия с целью подготовки к службе в Вооружённых Силах, а также огневую подготовку. В распоряжении Школы имеются макеты автомата Калашникова и пистолета Макарова.

Ну и, конечно, конная подготовка, вольтижировка, фланкировка и так далее.

Хочу отметить, что Верховный атаман Союза казаков России, член Совета при Президенте Российской Федерации Павел Филиппович Задорожный и Атаманское правление Союза казаков России неоднократно отмечали достижения Офицерской кавалерийской школы, многие офицеры и воспитанники Школы награждены медалями и почётными знаками Союза казаков России.

Беседовала Марина Янгляева
Фото Валентины Назаровой